Биология. Ответы на экзаменационные билеты. 11 класс. Каменский А.А., Соколова Н.А., Сарычева Н.Ю.

Биология. Ответы на экзаменационные билеты. 11 класс. Каменский А.А., Соколова Н.А., Сарычева Н.Ю.

М.: Экзамен, 2008. — 128 с.

В данном пособии приводятся ответы на все вопросы экзаменационных билетов по биологии, предлагаемых Министерством образования РФ для проведения устной итоговой аттестации выпускников 11-х классов общеобразовательных школ.

Предлагаемые ответы полностью удовлетворяют требованиям, предъявляемым на экзаменах в школах, и помогут школьникам быстро и эффективно подготовиться к экзаменам, систематизировать и укрепить свои знания.

В пособии содержатся шпаргалки к билетам.

Для простого и эффективного использования шпаргалки разрежьте каждую страницу на четыре части по пунктирной линии. Сложите полученные листы по порядку номеров Д верхний левый, верхний правый, нижний левый, нижний правый. Для удобства использования можно скрепить получившуюся стопку степлером или скрепкой в верхнем левом углу.

Пособие предназначено для выпускников общеобразовательных школ, колледжей, техникумов и других средних и средне-специальных образовательных учреждений.

  • СОДЕРЖАНИЕ
  • Билет № 1 8
  • 1. Белки, их строение и функции в организме . 8
  • 2. Наследственная изменчивость как движущая сила эволюции 9
  • 3. Составьте одну из пищевых цепей питания в аквариуме. Объясните, почему в аквариуме короткие пищевые цепи. Почему аквариум нуждается в постоянном уходе? 10
  • Билет № 2 11
  • 1.Фотосинтез, его значение. Космическая роль зеленых растений 11
  • 2. Вид, его критерии. Редкие и исчезающие виды растений и животных, меры их сохранения 13
  • 3. Решите задачу. При скрещивании двух дрозофил с нормальными крыльями у 1/4 потомков крылья были укороченные, а 3/4 потомков имели нормальные крылья. Определите генотипы родителей и потомства с укороченными крыльями 15
  • Билет № 3 15
  • 1. Вирусы, их строение. Вирусы - возбудители опасных заболеваний 15
  • 2. Экологические факторы, их характеристики и влияние на организмы 16
  • 3. Рассмотрите под микроскопом готовые микропрепараты покровной и фотосинтезирующей тканей листа. Выявите различия в их строении, назовите функции этих тканей в растительном организме 17
  • Билет № 4 18
  • 1. Химический состав клетки. Роль воды и неорганических веществ в жизнедеятельности клетки 18
  • 2. Учение Ч. Дарвина об эволюции органического мира. 19
  • 3. Решите задачу. У ночной красавицы красная окраска цветка доминирует над белой. Гибриды же имеют розовую окраску. Скрестили две гибридные особи. Какое количество (в процентах) особей с розовой окраской получится в потомстве? 20
  • Билет № 5 .20
  • 1. Нуклеиновые кислоты, их виды и функции в организме 20
  • 2. Понятие об экосистемах. Цепи питания 22
  • 3. Сравните три экземпляра одного вида растения, найдите черты сходства и различия в их внешнем строении. Объясните причины различия в их строении 23
  • Билет № 6 24
  • 1. Углеводы и липиды, их функции в организме 24
  • 2. Генетика как наука, методы генетики. Г. Мендель -основоположник генетики 25
  • 3. Рассмотрите гербарий двух видов растений семейства Пасленовые. Опишите особенности внешнего строения каждого вида. По каким признакам эти растения относят к одному семейству? 27
  • Билет № 7 27
  • 1. Основные компоненты клетки, их функции 27
  • 2. Многообразие видов в природе. Сохранение видового разнообразия как основа устойчивого развития биосферы 31
  • 3. Поместите в одну пробирку небольшой кусочек сырого картофеля, а в другую - кусочек вареного картофеля. Капните в обе пробирки несколько капель пероксида водорода. Пронаблюдайте за происходящими явлениями и объясните результаты : 32
  • Билет № 8 32
  • 1. Строение и функции хромосом. Хромосомный набор половых и соматических клеток у разных организмов 32
  • 2. Круговорот веществ и превращение энергии в биосфере (на примере круговорота углерода или других элементов) 34
  • 3. Решите задачу. У собак черный цвет шерсти доминирует над коричневым. От скрещивания самки с коричневым самцом было получено 4 черных и 3 коричневых щенка. Определите генотипы родителей и потомства 36
  • Билет № 9 37
  • 1. Понятие о гене. Генетический код, его свойства 37
  • 2. История развития эволюционных идей. Оценка работ К. Линнея, Б. Ламарка, Ч. Дарвина. 38
  • 3. Рассмотрите под микроскопом микропрепараты растительной и животной клетки. В чем сходство и различие этих клеток? 40
  • Билет № 10 41
  • 1. Обмен веществ и превращение энергии как свойство организмов. Роль ферментов и АТФ в обмене 41
  • 2. Учение Н.И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений 44
  • 3. Рассмотрите гербарии двух видов растения семейства Розоцветные. Опишите особенности строения каждого вида растения. По каким признакам эти растения относят к одному семейству? 45
  • Билет № 11 46
  • 1. Развитие знаний о клетке. Основные положения клеточной теории 46
  • 2. Биологический прогресс и биологический регресс. Причины вымирания видов 47
  • 3. Определите взаимоотношения, в которые вступают друг с другом перечисленные организмы: водоросли и грибы в лишайнике, лисица и заяц, лисица it волк, печеночный сосальщик и корова. К какой группе экологических факторов относят эти взаимоотношения? 49
  • Билет № 12 49
  • 1. Закономерности наследственности, установленные Г. Менделем 49
  • 2. Биотические связи: паразитизм, хищничество, конкуренция, симбиоз 52
  • 3. Приготовьте микропрепарат кожицы чешуи лука и рассмотрите его под микроскопом. Зарисуйте клетку и подпишите видимые части и органоиды клетки 53
  • Билет № 13 55
  • 1. Методы изучения генетики человека. Наследственные болезни, их причины и профилактика 55
  • 2. Искусственные сообщества - агроэкосистемы, роль человека в них 56
  • 3. Из имеющихся организмов составьте пищевую цепь: беркут, кузнечик, землеройка, травянистые растения. Определите, к какой функциональной группе относится беркут в составленной пищевой цепи. Ответ поясните 57
  • Билет № 14 57
  • 1. Причины устойчивости экосистем, их смена. Антропогенные изменения экосистем 57
  • 2. Размножение, его роль в природе. Половое и бесполое размножение организмов 59
  • 3. Приготовьте микропрепарат кожицы чешуи лука и рассмотрите его под микроскопом. Обратите внимание на расположение цитоплазмы относительно клеточной оболочки. Нанесите на микропрепарат каплю раствора поваренной соли и вновь рассмотрите под микроскопом. Наблюдайте за изменением положения цитоплазмы. Объясните происходящие явления 61
  • Билет № 15 62
  • 1. Функциональные группы организмов в экосистеме, их роль 62
  • 2. Деление клетки - основа роста, развития и разложения организмов. Митоз 63
  • 3. Решите задачу. У мышей длинные уши - доминантный признак, а короткие - рецессивный. Скрестили самца с длинными ушами с самкой с короткими ушами. В первом поколении все поколение получилось с длинными ушами. Определите генотипы родителей и потомства 64
  • Билет № 16 64
  • 1. Оплодотворение, его значение. Особенности оплодотворения у животных 64
  • 2. Уровни организации живой природы 65
  • 3. Распределите по ярусам перечисленные растения дубравы: клен, дуб, лещина, ландыш, липа, папоротник орляк, калина, яблоня, майник двулистный. Какое значение имеет ярусное расположение растений в экосистеме? 68
  • Билет № 17 68
  • 1. Основные ароморфозы в эволюции растений 68
  • 2. Биосфера- глобальная экосистема. Учение В. И. Вернадского о биосфере 70
  • 3. Решите задачу. У гороха нормальный рост наследуется как доминантный признак. Растение гороха с нормальным ростом скрещено с карликовым. В потомстве произошло расщепление признаков: половина растений имела нормальный рост, а половина - карликовый. Определите генотипы родителей и потомков 71
  • Билет № 18 72
  • 1. Основные ароморфозы в эволюции позвоночных животных 72
  • 2. Роль живых организмов в биосфере. Влияние человека на биосферу.. .72
  • 3. Рассмотрите несколько типов плодов различных растений (клена, одуванчика, лопуха, рябины, гороха и др.). Назовите типы плодов и признаки приспособленности к распространению семян у каждого растения 75
  • Билет № 19 76
  • 1. Основные признаки живого 76
  • 2. Селекция, ее практическое значение. Основные методы селекции 77
  • 3. Решите задачу. На звероферме в течение нескольких лет от одной пары норок с коричневым мехом был получен приплод. Из них 3/4 имели коричневый мех, а 1/4 - голубовато-серый. Определите, какой из признаков является доминантным. Каковы генотипы и фенотипы родителей и потомства? 78
  • Билет № 20 78
  • 1. Доказательства происхождения человека от животных. 78
  • 2. Наследственная изменчивость. Влияние мутагенов на организм человека 79
  • 3. Пищевые цепи редко состоят более чем из 4 - 5 звеньев. Чем это можно объяснить? Что лимитирует длину пищевой цепи? Ответ поясните 81
  • Билет № 21 82
  • 1. Индивидуальное развитие организма. Стадии развития зародыша. Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека 82
  • 2. Борьба за существование - предпосылка естественного отбора. Формы борьбы за существование 83
  • 3. Решите задачу. При скрещивании черного петуха без хохла с бурой хохлатой курицей все потомство оказалось черным и хохлатым. Какие признаки являются доминантными? Определите генотипы родителей 84
  • Билет № 22 84
  • 1. Естественный отбор — направляющий фактор эволюции 84
  • 2. Прокариотические организмы, их характеристика 85
  • 3. Рассмотрите коллекцию насекомых разных отрядов (божья коровка, оса, кузнечик, бабочка белянка и др.). Назовите типы защитных приспособлений у каждого организма. Объясните, в результате какого направления эволюции сформировались данные приспособления 8*7
  • Билет № 23 88
  • 1. Энергетический обмен в клетке, роль митохондрий в нем 88
  • 2. Ненаследственная (модификационная) изменчивость, ее характеристика 90
  • 3. Основными структурными компонентами любой экосистемы являются растения, животные, грибы и бактерии. К каким функциональным группам относятся эти организмы? Покажите стрелками их взаимосвязи в экосистеме 91
  • Билет №24 92
  • 1. Образование половых клеток у животных. Мейоз 92
  • 2. Приспособленность организмов как результат эволюции 93
  • 3. Рассмотрите гербарии мха, папоротника и цветкового растения. Перечислите имеющиеся у них органы. Выявите черты усложнения в строении этих растений и объясните их значения 94
  • Билет № 25 95
  • 1. Сравнительная характеристика природных экосистем и агроэкосистем 95
  • 2. Основные направления развития биотехнологии (генная» клеточная инженерия, клонирование и др.) 96
  • 3. Сравните клубень картофеля и луковицу репчатого лука. Объясните, почему их относят к видоизмененным подземным побегам 97

Файл был удален по просьбе правообладателя.

Файл был удален по просьбе правообладателя.