История философии (общий курс). Мареев С.Н., Мареева Е.В.

История философии (общий курс). Мареев С.Н., Мареева Е.В.

М.: 2004. — 880 с.

В предлагаемом учебнике авторы исходят из того, что история философии есть та же философия, только в исторической форме. Лишенная своей истории философия теряет драматизм, достоверность факта, живую связь времен, а сама история превращается в набор фактов, связанных только хронологически.

Авторы в определенном смысле идут против течения, отказываясь от безбрежного плюрализма последних лет и формулируя ясное понимание предмета и метода философского знания. Философия, по их мнению, зародилась в Древней Греции, а то, что существовало на Древнем Востоке, проходит по ведомству мифологии, религии, ранних форм теоретического знания, в лучшем случае — предфилософии. В своем развитии философия прошла два явно выраженных этапа — философская классика и неклассическая философия. При этом неклассическая философия, преодолевая ограниченность классической, выходит за пределы собственно философского знания, вновь превращаясь в мифологию, литературу, позитивное знание. Своеобразие философии, считают авторы, заключается в ее предмете, которым является проблема идеального, а также в методе теоретической рефлексии.

Фактически это формат txt, сохраненный для Word. Так удобнее.

  • СОДЕРЖАНИЕ
  • Введение. Как изучать философию?................3
  • Глава 1
  • РОДИНА ФИЛОСОФИИ - ВОСТОК ИЛИ ЗАПАД? ................8
  • 1. О путях развития Востока и Запада.............9
  • 2. Древняя Индия: от Упанишад к буддизму........................................................... 18
  • 3. Древний Китай: даосизм и конфуцианство...............................................36
  • Глава 2
  • АНТИЧНОСТЬ И РОЖДЕНИЕ КЛАССИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ .....................41
  • 1. «Фисиология» ранних греческих философов...........................................................49
  • 2. Пифагор и пифагорейцы...............................55
  • 3. Парменид о Бытии и путях его познания..............................................................58
  • 4. Атомизм как вершина греческой натурфилософии...............................................61
  • 5. Софисты и первый опыт субъективизма .. 68
  • 6. Сократ о человеке и сути добродетели.....77
  • 7. Философия Платона и проблема идеального...........................................................87
  • 8. Учение Аристотеля как энциклопедия античной философии.......................................98
  • 9. Эллинизм и разложение античной классической традиции................................ 123
  • Глава 3
  • СРЕДНЕ ВЕКА: ФИЛОСОФИЯ КАК «СЛУЖАНКА БОГОСЛОВИЯ» .........................152
  • 1. Отражение кризиса римского общества в философии. Эпикуреизм и стоицизм... 152
  • 2. Филон Александрийский — «настоящий отец христианства»........................................ 159
  • 3. О своеобразии христианского вероучения........................................................164
  • 4. Апологеты против языческой мудрости... 171
  • 5. «Отцы церкви» и основы христианской философии........................................................179
  • 6. Неоплатонизм как антитеза христианству....................................................193
  • 7. Боэций и наследие Аристотеля................. 198
  • 8. Схоластика как «школьная» философия средневековья..................................................203
  • 9. Фома Аквинский как великий систематизатор схоластики.........................210
  • 10. Средневековый номинализм и его вызов схоластике.........................................................220
  • Глава 4
  • ГУМАНИЗМ И ПАНТЕИЗМ В ФИЛОСОФИИ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ ..........................226
  • 1. Социокультурные основы философии Возрождения.....................................................227
  • 2. Возрожденческий гуманизм и флорентийская Академия.............................234
  • 3. П. Помпонацци: смертная душа в присутствии Бога........................................243
  • 4. Учения Н.Кузанского и Д.Бруно................260
  • Глава 5
  • НОВОЕ ВРЕМЯ: ФИЛОСОФИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ ..........................280
  • 1. Ф. Бэкон: знание — сила.............................282
  • 2. Т.Гоббс: между эмпиризмом и рассудочным рационализмом.................292
  • 3. Д. Локк: нет ничего в разуме, чего не было бы в чувствах..................................298
  • 4. Дж. Беркли: существовать — значит быть воспринимаемым............................................318
  • 5. Скептицизм Д. Юма: против религиозного и метафизического догматизма.................324
  • 6. Р.Декарт и истоки новоевропейского рационализма...................................................339
  • 7. Пантеизм Б. Спинозы: Бог как Природа... 349
  • 8. Монадология Г.В. Лейбница........................362
  • Глава 6
  • ПРОСВЕЩЕНИЕ О ПРИРОДЕ, ЧЕЛОВЕКЕ И ПУТЯХ СОЦИАЛЬНОГО ПРОГРЕССА ..............381
  • 1. Вольтер и Монтескье: «дух времени» и «дух законов»...................................................383
  • 2. Ж.-Ж. Руссо и проблема отчуждения.....391
  • 3. Механистический материализм барона Гольбаха.............................................................401
  • 4. «Человек-машина» Ламетри.......................406
  • 5. Ощущение как основа познания...............410
  • 6. Теория социальной среды: «воспитание создает все»......................................................412
  • 7. Д. Дидро и парадоксы «разорванного сознания»...........................................................414
  • 8. П.Ж.Ж. Кабанис и «вульгарный материализм»...................................................418
  • Глава 7
  • НЕМЕЦКАЯ КЛАССИКА КАК ВЕРШИНА КЛАССИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФСКОЙ МЫСЛИ ...............421
  • 1. И.Кант — основоположник классической немецкой философии....................................423
  • 2. И.-Г. Фихте и обоснование деятельной природы субъекта...........................................443
  • 3. Философская эволюция Ф.В.Й. Шеллинга: натурфилософия — эстетический идеализм — философия откровения..455
  • 4. Система объективного идеализма Г.В.Ф. Гегеля.....................................................465
  • 5. Антропологический материализм Л. Фейербаха...................................................491
  • Глава 8
  • К.МАРКС И «ОБМИРЩЕНИЕ ФИЛОСОФИИ» 501
  • 1. Жизненный путь К. Маркса.......................501
  • 2. Становление философа: докторская диссертация......................................................506
  • 3. Расставание с Гегелем..................................510
  • 4. Критика антропологизма Л. Фейербаха и историческое понимание сущности человека...513
  • 5. Маркс об отчуждении труда.......................517
  • 6. Критика «казарменного коммунизма» .... 523
  • 7. Материалистическое понимание истории..............................................................529
  • 8. Материалистическое понимание истории и диалектический метод..............538
  • 9. Ф. Энгельс: от сражения с Шеллингом до «Диалектики природы»...........................541
  • 10. О марксизме сегодня.....................................548
  • Глава 9
  • ФОРМИРОВАНИЕ НЕКЛАССИЧЕСКОГО ФИЛОСОФСТВОВАНИЯ (ПРЕЛЮДИЯ) ...........550
  • 1. А. Шопенгауэр и зарождение неклассической традиции............................551
  • 2. О. Конт и начало позитивизма..................558
  • 3. С. Киркегор: первый опыт экзистенциализма...........................................568
  • 4. Ф. Ницше и «философия жизни».............585
  • Глава 10
  • ОТ ЛОГИЧЕСКОГО ПОЗИТИВИЗМА К АНАЛИТИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ .................594
  • 1. «Логический атомизм» Б. Рассела............596
  • 2. «Языковая игра» Л. Витгенштейна...........608
  • 3. «Критический рационализм»
  • К. Поппера........................................................611
  • Глава 11
  • З.ФРЕЙД И ФИЛОСОФИЯ XX ВЕКА .............623
  • 1. Теория Фрейда: истоки и перспективы... 623
  • 2. «Аналитическая психология» К.Г. Юнга... 631
  • 3. «Фрейдомарксизм» Э. Фромма.................635
  • Глава 12
  • ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ XX ВЕКА В РЕЛИГИОЗНОЙ И АТЕИСТИЧЕСКОЙ ФОРМЕ .........642
  • 1. М. Хайдеггер: экзистенция как «здесь-бытие».................................................................642
  • 2. К. Ясперс: от экзистенциальной коммуникации к философской вере.........651
  • 3. Ж.-П. Сартр: «другие — это ад»...............664
  • 4. А. Камю: между метафизическим и историческим бунтом................................672
  • Глава 13
  • ГЕРМЕНЕВТИКА в XX ВЕКЕ (ЕЕ ИСТОРИЯ и ОСНОВНЫЕ ИДЕИ) ...........681
  • 1. Христианская «герменевтика» Ф. Шлейермахера............................................682
  • 2. В. Дильтей о герменевтике «сочувствия» ...................................................... 685
  • 3. Герменевтический круг Х.Г. Гадамера............................................................687
  • Глава 14
  • ПОСТМОДЕРНИЗМ: ФИЛОСОФИЯ КАК ЛИТЕРАТУРА .............................692
  • 1. О понятиях «модерн» и «постмодерн» .... 692
  • 2. Философия как «письмо»............................699
  • 3. «Ризома» вместо логики...............................701
  • 4. Телесное «событие» как антипод идеи... 702
  • 5. Цинизм против нравственного закона.... 705
  • Глава 15
  • РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ В КОНТЕКСТЕ МИРОВОГО ФИЛОСОФСКОГО РАЗВИТИЯ ......................709
  • 1. Об основных этапах русской философской мысли..................................................................710
  • 2. П.Я. Чаадаев как основоположник оригинальной русской философии. Славянофилы и западники...720
  • 3. Философские основания идей русских революционеров-демократов......................752
  • 4. Учение B.C. Соловьева как вершина русской религиозной философии.............778
  • 5. Русская философия «серебряного века» и персонализм Н. А. Бердяева....................803
  • 6. Лев Шестов и русский экзистенциализм ...840
  • Заключение. Можно ли говорить о «конце философии»? .................................869

Файл был удален по просьбе правообладателя.