Психология общения. Вердербер Р, Вердербер К.

Психология общения. Вердербер Р, Вердербер К.

СПб.: Прайм-Еврознак, 2003 — 320 с. (Сер. "Главный учебник")

Книга Рудольфа и Кэтлин Вердербер — идеально сбалансированное теоретико-практическое пособие по психологии общения, которое выдержало на Западе десять изданий! Это лучшее на сегодняшний день введение в основы процессов человеческой коммуникации. Оно включает в себя базовые сведения по социальной психологии, по психологии межличностного общения и малых групп, влияния речевых коммуникаций на социальные процессы. Знания, умения и навыки, которые вы получите и освоите с помощью данной книги, помогут вам быть компетентным, успешным и эффективным коммуникатором в любой области общественной практи

  • СОДЕРЖАНИЕ
  • Предисловие 12
  • Преимущества этой книги 12
  • Новое в этом издании 12
  • Новые приложения и рубрики 13
  • Переработанные рубрики 13
  • Выражение благодарности 13
  • ЧАСТЬ 1. ОСНОВЫ КОММУНИКАЦИИ 14
  • ГЛАВА 1. ПЕРСПЕКТИВА КОММУНИКАЦИИ 15
  • Процесс коммуникации 16
  • Участники 16
  • Контекст 16
  • Физический контекст 16
  • Социальный контекст 16
  • Исторический контекст 16
  • Психологический контекст 17
  • Культурный контекст 17
  • Сообщения 17
  • Значение 17
  • Символы 17
  • Кодирование и декодирование 18
  • Форма или организация 18
  • Каналы 18
  • Шум 18
  • Обратная связь 18
  • Модель процесса 18
  • Коммуникация в нашей жизни 19
  • Функции коммуникации 20
  • Условия коммуникации 20
  • Ситуация межличностного общения 21
  • Ситуация группового принятия решений 21
  • Ситуация публичного выступления 21
  • Ситуация общения через электронные средства 21
  • Принципы коммуникации 22
  • Коммуникация имеет цель 22
  • Коммуникация непрерывна 22
  • Коммуникационные сообщения меняются в зависимости от осознанного кодирования 23
  • Коммуникация относительна 23
  • Культурные границы коммуникации 24
  • Коммуникация имеет этический аспект 25
  • Коммуникации можно научиться 26
  • Развитие коммуникационной компетенции 26
  • Запишем формулировку цели 26
  • Резюме 28
  • ГЛАВА 2. ВОСПРИЯТИЕ СЕБЯ И ДРУГИХ 30
  • Процесс восприятия 31
  • Внимание и отбор 31
  • Потребности 31
  • Интерес 31
  • Ожидания 31
  • Организация стимулов 31
  • Простота 31
  • Паттерны 31
  • Интерпретация побуждений 32
  • Восприятие себя: я-концепция и самооценка 32
  • Формирование и поддержание я-концепции 32
  • Восприятие себя 32
  • Реакции других людей 32
  • Развитие и поддержание самооценки 33
  • Правильность я-концепции и самооценки 33
  • Самоисполняющиеся пророчества 34
  • Фильтрация сообщений 34
  • Изменение я-концепции и самооценки 34
  • Представление себя 35
  • Я-концепция, самооценка и коммуникация ... 35
  • Восприятие себя снижает конкуренцию внутренних сообщений 35
  • Восприятие себя влияет на то, как мы говорим о себе с другими 36
  • Культурные и гендерные различия 36
  • Восприятие других 36
  • Физические характеристики и социальное поведение 36
  • Стереотипы 37
  • Эмоциональные состояния 40
  • Совершенствование социального восприятия 40
  • Резюме 42
  • ГЛАВА 3. ВЕРБАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ 44
  • Природа языка 45
  • Использование языка 45
  • Язык и значение 45
  • Денотация 46
  • Коннотация 47
  • Значение изменяется в зависимости от
  • подгруппы языкового сообщества 47
  • Говорите яснее 48
  • Специфичность, конкретность
  • и точность в использовании языка 48
  • Развитие способности
  • говорить более ясно 49
  • Создание словаря 49
  • Мозговой штурм 50
  • Датировка информации 51
  • Индексация обобщений 51
  • Культурные различия
  • в вербальной коммуникации 52
  • Гендерные различия
  • в вербальной коммуникации 52
  • Говорите уместно
  • Официальный язык Жаргон и сленг
  • Ругательства и вульгарные выражения 54
  • Чувствительность 55
  • Родовой язык 55
  • Непараллельный язык 55
  • Причины и следствия
  • нечувствительности в языке 56
  • Резюме 57
  • ГЛАВА 4. НЕВЕРБАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ. . 58
  • Навыки эффективного Сущность невербальной коммуникации .. 59
  • Движения 59
  • Зрительный контакт 59
  • Выражение лица 60
  • Вокальные помехи 63
  • Жесты Поза
  • Как используются движения Культурные различия
  • Жесты, движения и выражения лица 61
  • Гендерные различия Зрительный контакт
  • Выражения лица и жесты 62
  • Параязык
  • Голосовые характеристики
  • Самопрезентация 63
  • Одежда и внешний вид 64
  • Самообладание 64
  • Прикосновения 64
  • Время 65
  • Прикосновения 66
  • Время 66
  • Коммуникация через организацию
  • окружающей среды 66
  • Пространство 66
  • Организация постоянных структур 66
  • Организация предметов в пространстве 66
  • Организация неформального пространства 67
  • Температура, освещение и цвет 69
  • Культурные различия в организации окружающей среды 69
  • Самоанализ. Формирование
  • коммуникативной базы. Главы 2 – 4 70
  • Резюме 70
  • ЧАСТЬ 2. МЕЖЛИЧНОСТНАЯ КОММУНИКАЦИЯ 71
  • ГЛАВА 5. ВЕДЕНИЕ БЕСЕДЫ 72
  • Характеристики беседы 73
  • Типы и структуры беседы 73
  • Структура непринужденных бесед 73
  • Структура делового
  • обсуждения проблем 74
  • Правила беседы 75
  • Характеристики правил 75
  • Формулирование правил 75
  • Эффективные беседы подчиняются разговора один на один 77
  • Сообщайте качественную информацию 77
  • В качестве инициатора разговора задавайте значимые вопросы 77
  • Отвечая, обеспечьте собеседника открытой информацией 77
  • Указывайте источники 79
  • Поддерживайте баланс между произнесением речей и слушанием 79
  • Практикуйте вежливость 80
  • Навыки эффективного общения через средства электронной коммуникации 81
  • Общение через электронную почту 81
  • конференции и в Интернет-чатах 83
  • Культурные различия
  • в эффективном разговоре 84
  • Резюме 85
  • Беседа и анализ 86
  • ГЛАВА 6. УМЕНИЕ СЛУШАТЬ 88
  • Сосредоточение 89
  • Понимание 90
  • Эмпатия 90
  • Задавание вопросов 92
  • Парафраз 93
  • Запоминание: хранение информации 93
  • Повторение информации 93
  • Мнемонические приемы 95
  • Использование заметок 95
  • Критический анализ 95
  • Использование эмпатии для утешения .... 98
  • Поддержка 98
  • Поддержка позитивных эмоций 98
  • Поддержка (утешение)
  • при негативных эмоциях 100
  • Интерпретация 101
  • Беседа и анализ 103
  • Резюме 105
  • ГЛАВА 7. САМОРАСКРЫТИЕ И ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ 106
  • Самораскрытие 107
  • Руководящие принципы самораскрытия 107
  • Культурные и гендерные различия 108
  • Раскрытие чувств 109
  • Сдерживание или маскировка чувств 109
  • Проявление чувств 109
  • Описание чувств 109
  • Персонализация чувств и мнений 114
  • Предоставление персональной обратной связи 114
  • Похвала 116
  • Конструктивная критика 116
  • Ассертивность 117
  • Другие способы выражения потребностей и прав 117
  • Пассивное поведение 117
  • Агрессивное поведение 118
  • Ассертивное поведение 118
  • Различия между пассивной, агрессивной и ассертивной реакциями 118
  • На работе 119
  • С друзьями 119
  • Культурные различия 120
  • Беседа и анализ 120
  • Резюме 124
  • ГЛАВА 8. КОММУНИКАЦИЯ И ВЗАИМООТНОШЕНИЯ 126
  • Типы отношений 127
  • Знакомые 127
  • Друзья 127
  • Что нас привлекает в друзьях 127
  • Чего мы ожидаем от своих друзей 127
  • Близкие люди 127
  • Общение на разных стадиях взаимоотношений 128
  • Начало, или Установление взаимоотношений 128
  • Вступление в разговор 128
  • Продолжение разговора 128
  • Установление дружеских отношений 129
  • Исследование соотношения между самораскрытием и обратной связью 129
  • Стабилизация отношений 131
  • Описательный тип разговора 131
  • Откровенный разговор 131
  • Разговор в форме предположения 131
  • Разговор с другими людьми с позиции равенства 131
  • Разрыв отношений 132
  • Роль электронной коммуникации в построении взаимоотношений 132
  • Электронные знакомства 132
  • От электронной переписки к личным встречам 134
  • Оборотная сторона взаимоотношений по электронной почте 134
  • Злоупотребление анонимностью 134
  • Обман 134
  • Зависимость 134
  • Теория взаимоотношений 135
  • Теория межличностных потребностей 135
  • Теория обмена 135
  • Конфликт 136
  • Как справиться с конфликтной ситуацией 136
  • Уход от конфликта 137
  • Приспособление 137
  • Принуждение 138
  • Компромисс 138
  • Сотрудничество 138
  • Навыки коммуникации для разрешения конфликтов через сотрудничество 140
  • Как нужно начинать конфликт 140
  • Как эффективно реагировать на конфликт .. 142
  • Обучение на собственных неудачах при разрешении конфликтов 143
  • Беседа и анализ 144
  • Резюме 146
  • ГЛАВА 9. ИНТЕРВЬЮИРОВАНИЕ.... 148
  • Обязанности претендента на рабочее место 149
  • Подготовка к собеседованию 149
  • Напишите сопроводительное письмо 149
  • Составьте резюме 149
  • Электронные сопроводительные письма и резюме 150
  • Собеседование 150
  • Навыки межличностного общения при проведении собеседования 154
  • Форма проведения собеседования 154
  • Проведение собеседования 154
  • Вступительная часть 155
  • Вопросы в основной части собеседования 155
  • Резюме 156
  • Самоанализ. Межличностная коммуникация. Главы 5—9 157
  • ЧАСТЬ 3. ГРУППОВАЯ КОММУНИКАЦИЯ 158
  • ГЛАВА 10. КОММУНИКАЦИЯ В ГРУППЕ 159
  • Характеристики эффективной рабочей группы 160
  • Четко определенные цели 160
  • Оптимальный состав группы 161
  • Сплоченность 162
  • Нормы 163
  • Физические условия 163
  • Стадии развития группы 165
  • Формирование 165
  • «Шторм» 165
  • Выработка норм 166
  • Выполнение задачи 166
  • Закрытие 166
  • Решение проблем в группах 167
  • Постановка проблемы 167
  • Анализ проблемы 168
  • Определение критериев правильного решения 169
  • Поиск возможных решений 169
  • Оценка решений 170
  • Принятие решения 170
  • Силы, препятствующие
  • эффективному принятию решений 173
  • Резюме 174
  • ГЛАВА 11. РОЛИ И ЛИДЕРСТВО В ГРУППАХ 175
  • Групповые роли 176
  • Роли, обеспечивающие решение поставленной задачи 176
  • Поддерживающие роли 176
  • Процедурные роли 177
  • Эгоцентрические роли 178
  • Нормальное распределение ролей 178
  • Ответственность участников на групповых собраниях 179
  • Подготовка 179
  • Участие 180
  • Окончание 180
  • Лидерство 180
  • Функции лидерства 181
  • Типы лидеров 181
  • Как члены группы устанавливают и поддерживают неформальное лидерство 181
  • Гендерные различия в лидерстве 183
  • Ведение собраний 184
  • Перед собранием 184
  • В течение собрания 184
  • Завершение собрания 186
  • Оценка эффективности групп 187
  • Решение 187
  • Личное участие и модели поведения 187
  • Лидерство 189
  • Резюме 189
  • Самоанализ. Групповая коммуникация.
  • Главы 10 и 11 189
  • ЧАСТЬ 4. ПУБЛИЧНОЕ ВЫСТУПЛЕНИЕ 190
  • ГЛАВА 12. ОПРЕДЕЛЯЕМ ЦЕЛИ 191
  • Выбор темы 192
  • Как выбрать предмет выступления 192
  • Выбор тем с помощью «мозгового штурма» 193
  • Оценка аудитории 194
  • Что нужно знать о слушателях 194
  • Возраст 194
  • Образование 194
  • Пол 194
  • Род занятий 194
  • Доход 194
  • Культурные особенности 194
  • Место жительства 194
  • Социальная принадлежность 194
  • Способы сбора информации 194
  • Использование данных для прогноза реакции слушателей 194
  • Интерес аудитории 195
  • Понимание 195
  • Отношение аудитории к вам как к оратору 195
  • Установки аудитории по отношению к вашей теме 195
  • Обстановка 196
  • Определение цели речи 197
  • Общая цель 197
  • Конкретная цель 197
  • Взаимосвязь между предметом, темами, целями и тезисом речи 198
  • Резюме 199
  • ГЛАВА 13. ПРОВОДИМ ИССЛЕДОВАНИЯ 201
  • Где искать: традиционные и электронные источники информации 202
  • Личные знания, опыт и наблюдения 202
  • Поиск информации в библиотеках и электронных базах данных 202
  • Книги 202
  • Периодические издания 203
  • Энциклопедии 204
  • Статистические источники 204
  • Биографические источники 204
  • Книги цитат 204
  • Газеты 204
  • Правительственные издания 204
  • Интернет 205
  • Советы исследователям 205
  • Беглый просмотр с целью определения ценности источника 206
  • Интервью 206
  • Выбор наиболее подходящего человека 206
  • Составление списка вопросов 206
  • Как проводить интервью 207
  • Обработка интервью 207
  • Опросы 207
  • Какую информацию искать 208
  • Изложение фактов 208
  • Экспертные мнения 209
  • Представление информации с мультикультурной точки зрения 209
  • Вербальные формы информации 209
  • Примеры 209
  • Статистика 211
  • Анекдоты 211
  • Сравнения и противопоставления 212
  • Цитаты 212
  • Запись информации и цитирование традиционных и электронных источников 213
  • Как записывать информацию 213
  • Цитирование источников в речи 214
  • Резюме 215
  • ГЛАВА 14. ОРГАНИЗУЕМ МАТЕРИАЛ 216
  • Планирование основной части речи 217
  • Тезис 217
  • Формулирование основных положений 218
  • Напишите основные положения речи в форме развернутых предложений 218
  • Проверьте основные положения 218
  • Определение наилучшего порядка изложения 220
  • Отбор и подача иллюстративного материала 221
  • Составьте список иллюстративных материалов 221
  • Приведите в порядок иллюстративный материал 221
  • Планирование переходов в докладе 222
  • Разработка вступления 223
  • Цель вступления 223
  • Привлечь внимание 223
  • Подвести к основному содержанию 223
  • Внушить доверие к материалу 223
  • Создать настроение 223
  • Установить доброжелательную атмосферу 224
  • Виды вступления 224
  • Неожиданное заявление 224
  • Риторический вопрос 224
  • История 224
  • Апелляция к личному отношению 224
  • Цитата 225
  • Интригующее начало 225
  • Планирование заключения 225
  • Заключение-резюме 225
  • Заключения в форме истории 226
  • Заключения в форме призыва к действию 226
  • Заключение — эмоциональное воздействие 226
  • Список источников 226
  • Составление плана 227
  • Резюме 228
  • ГЛАВА 15. ВЕРБАЛЬНАЯ И ВИЗУАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ 232
  • Достижение взаимопонимания 233
  • Использование личных местоимений 233
  • Задавайте риторические вопросы 233
  • Делитесь общими переживаниями 233
  • Персонифицируйте информацию 234
  • Привлечение и поддержание интереса аудитории 234
  • Своевременность 234
  • Близость 235
  • Серьезность 235
  • Живость 235
  • Адаптация к уровню понимания аудитории 235
  • Как сориентировать слушателей 235
  • Как представлять новую информацию 236
  • Формирование позитивного отношения к вам как к оратору 238
  • Как сделать так, чтобы аудитория считала вас знающим и опытным человеком 238
  • Как сделать так, чтобы аудитория считала вас надежным человеком 239
  • Как создать у аудитории хорошее мнение о себе лично 239
  • Адаптация к установкам аудитории 239
  • Проблемы, возникающие, когда оратор и аудитория принадлежат к разным культурам 240
  • Адаптация к аудитории визуальными средствами 240
  • Наглядные пособия, которые вы можете взять с собой 242
  • Вы сами 242
  • Предметы 242
  • Модели 242
  • Фотографии 242
  • Фильмы 242
  • Слайды 242
  • Наглядные пособия, которые вы можете сделать 242
  • Рисунки 242
  • Карты 243
  • Схемы 243
  • Диаграммы 244
  • Средства для демонстрации наглядных пособий 244
  • Раздаточный материал 244
  • Доска и мел 245
  • Диапозитивы 245
  • Наглядный материал, демонстрируемый посредством компьютера 245
  • Изготовление рисунков, диапозитивов и компьютерных графических материалов ... 246
  • Как сделать выбор 247
  • План адаптации речи 248
  • Резюме 249
  • ГЛАВА 16. ПРАКТИКУЕМСЯ В ПРОИЗНЕСЕНИИ РЕЧЕЙ 251
  • Компоненты репетиции речи 252
  • Вербальные компоненты 252
  • Невербальные компоненты 253
  • Овладение разговорным стилем 255
  • Энтузиазм 255
  • Экспрессивность речи 255
  • Спонтанность 257
  • Беглость 257
  • Зрительный контакт 258
  • Репетиция 259
  • График подготовки и тренировки 259
  • Использование записей во время выступления 259
  • Использование наглядных пособий 260
  • Принципы эффективной репетиции 261
  • Первая тренировка 261
  • Анализ 262
  • Вторая тренировка 262
  • Достижение спонтанности 262
  • Преодоление нервозности 263
  • Конкретные действия 264
  • Постоянная нервозность 266
  • Критерии оценки речи 267
  • Пример речи «Жилище для человека» (Миранда Брэнтон) 268
  • Конспект речи 268
  • План адаптации речи к аудитории 269
  • Речь и анализ 269
  • Резюме 271
  • ГЛАВА 17. ИНФОРМАТИВНОЕ ВЫСТУПЛЕНИЕ 272
  • Принципы информирования 273
  • Доверие 273
  • Интеллектуальная стимуляция 273
  • Креативность 274
  • Альтернативные линии развития темы 275
  • Различные варианты формулировки одних и тех же тезисов 276
  • Актуальность 276
  • Расстановка акцентов 277
  • Используйте наглядные материалы 277
  • Повторяйте ключевые слова и идеи 277
  • Направляйте мысли слушателей, используя логические переходы 277
  • Используйте юмор для выделения ключевых мыслей 277
  • Предлагайте аудитории мнемонические приемы для запоминания информации 278
  • Методы информирования 279
  • Повествование 279
  • Описание 279
  • Характеристики описания 280
  • Определения 280
  • Краткие определения 281
  • Примеры и сравнения 281
  • Развернутые определения 281
  • Объяснение процессов или демонстрация 282
  • Разъяснение 283
  • Критерии оценки информационной речи 283
  • Пример информационной речи на тему «Кем был Шекспир?», прочитанной Хиллари Картер-Лиггетт 284
  • Набросок речи 284
  • План адаптации выступления к конкретной аудитории 285
  • Речь и анализ 285
  • Резюме 288
  • ГЛАВА 18. УБЕДИТЕЛЬНОЕ ВЫСТУПЛЕНИЕ 290
  • Принципы убеждающей речи 291
  • Формулировка конкретной цели 291
  • Адаптация к установкам слушателей 291
  • Позитивная установка аудитории 292
  • Отсутствие определенного мнения 292
  • Негативная установка аудитории 293
  • Хорошие доводы и доказательства 294
  • Как найти хорошие доводы 295
  • Как найти доказательства, обосновывающие ваши доводы 295
  • Как проверить рассуждения 296
  • Как избежать ошибок 297
  • Организация доводов в соответствии с установками аудитории 298
  • Метод изложения рациональных доводов 299
  • Метод решения проблемы 299
  • Метод сравнительных достоинств 300
  • Метод мотивации 300
  • Мотивация 301
  • Стимулы 301
  • Возбуждение эмоций средствами языка 302
  • Как завоевать доверие 303
  • Гендерные и культурные различия 304
  • Презентация 306
  • Критерии для оценки убеждающих речей 306
  • Образец речи «Опасные грузовики», речь Шарон С. Франкел 307
  • Конспект речи 307
  • План речи 307
  • Речь и анализ 308
  • Самоанализ. Выступление на публике. Главы 12 – 18 310
  • Резюме 311
  • Глоссарий 312
  • Литература 317

Файл был удален по просьбе правообладателя.