Психология семейных отношений и основы семейного консультирования. Карабанова О.А.

Психология семейных отношений и основы семейного консультирования. Карабанова О.А.

М.: Гардарики, 2005 — 320 с.

В учебном пособии рассматриваются проблемы генезиса, развития и функционирования семьи как целостной системы в единстве ее структурно-функциональных компонентов. Даны основные характеристики супружеских отношений (эмоциональные связи, ролевая структура семьи, особенности общения, сплоченность), гармоничных и дисгармоничных семей. Особое внимание уделено детско-родительским отношениям и проблемам воспитания детей в семье, эмоциональным отношениям родителей и детей, включая специфику материнской и отцовской любви, привязанности ребенка, параметры семейного воспитания.

Адресовано студентам психологических и педагогических вузов, специалистам, работающим с семьями, практическим психологам, педагогам, социальным работникам, а также родителям.

  • СОДЕРЖАНИЕ
  • ВВЕДЕНИЕ. Предмет и задачи психологии семьи 5
  • ГЛАВА 1. Культурно-историческая природа семьи 9
  • § 1. Определение семьи. Брак и семья 9
  • § 2. Функции семьи '. 11
  • § 3. Развитие брачно-семейных отношений в истории общества 14
  • § 4. Стадии жизненного цикла семьи 25
  • § 5. Период выбора брачного партнера. Мотивы заключения брака 39
  • § 6. Типология семьи 49
  • Вопросы и задания 57
  • ГЛАВА 2. Основные характеристики семьи. Супружеские отношения 59
  • § 1. Семья как целостная система 59
  • § 2. Характер эмоциональных связей в семье. Любовь как основа построения супружеских отношений 60
  • § 3. Развитие любви как чувства 67
  • § 4. Искажения и нарушения чувства любви 70
  • § 5. Виды любви 74
  • § 6. Социально-психологический подход к любви в контексте проблемы аттракции 77
  • § 7. Ролевая структура семьи 79
  • § 8. Семейное самосознание 88
  • § 9. Особенности межличностной коммуникации в семье. Нарушения общения 93
  • § 10. Конфликты в семье 98
  • § 11. Сплоченность семьи 106
  • § 12. Субъективная удовлетворенность браком 109
  • § 13. Дисгармоничные (дисфункциональные) типы семей 112
  • Вопросы и задания 116
  • ГЛАВА 3. Детско-родительские отношения 117
  • § 1. Семья как институт первичной социализации ребенка 117
  • § 2. Основные характеристики детско-родительских отношений 118
  • § 3. Характер эмоциональных отношений 119
  • § 4. Характер эмоционального отношения ребенка к родителю 140
  • § 5. Мотивы воспитания и родительства , 150
  • § 6. Степень вовлеченности родителя и ребенка в детско-родительские отношения 153
  • § 7. Уровень протекции, забота и внимание родителя. Удовлетворение потребностей ребенка 154
  • § 8. Стиль общения и взаимодействия с ребенком. Особенности проявления родительского лидерства и власти 156
  • § 9. Социальный контроль: требования и запреты, их содержание и количество; способ контроля; санкции (поощрения и наказания); родительский мониторинг 169
  • § 10. Степень устойчивости и последовательности (противоречивости) семейного воспитания 189
  • § 11. Родительская позиция , 190
  • § 12. Типы семейного воспитания 194
  • § 13. Типы дисгармоничного воспитания 197
  • § 14. Дисгармоничные типы воспитания как фактор риска в развитии ребенка 204
  • § 15. Способ разрешения проблемных и конфликтных ситуаций. Поддержка автономии ребенка 207
  • §16. Психологические особенности отношений родителей с детьми-подростками 2t4
  • § 17. Сиблинговая позиция (порядок рождения ребенка в семье) как фактор развития личности ребенка .. 237
  • Вопросы и задания
  • ГЛАВА 4. Ненормативные кризисы семьи 246
  • § 1. Развод ... 246
  • § 2. Повторный брак 268
  • § 3. Психологические проблемы усыновления приемных детей 273
  • Вопросы и задания 279
  • ГЛАВА 5. Основы семейного консультирования 280
  • § 1. Развитие практики семейного консультирования. Семейная психотерапия и семейное консультирование 280
  • § 2. Теоретические основы семейного консультирования . 285
  • § 3. Основные принципы семейного консультирования 291
  • § 4. Основные этапы психологического консультирования семьи 296
  • § 5. Консультирование по проблемам семьи 301
  • Вопросы и задания 309
  • ЛИТЕРАТУРА

Файл был удален по просьбе правообладателя.