Социальная психология. Пойми других, чтобы понять себя. Чалдини Р., Кенрик Д., Нейберг С.

Социальная психология. Пойми других, чтобы понять себя. Чалдини Р., Кенрик Д., Нейберг С.

СПб.: Прайм-Еврознак, 2002. — 256 с. (Серия "Главный учебник")

`Социальная психология. Пойми других, чтобы понять себя!` является содержательным продолжением книги Д.Кенрика, С.Нейберга и Р.Чалдини `Социальная психология. Пойми себя, чтобы понять других!` и обладает всеми главными характеристиками современного учебника по социальной психологии. В нем освещаются различные теоретические подходы к пониманию таких социально-психологических явлений как агрессия, социальный конфликт, просоциальное поведение, предубеждение, стереотипы и дискриминация, полно и глубоко рассматриваются все основные групповые феномены.

Учебник Д.Кенрика, С. Нейберга и Р. Чалдини как нельзя лучше подойдет для первого знакомства с социальной психологией как наукой, раскрывая для вас возможности социально-психологического анализа любой ситуации, где люди взаимодействуют друг с другом. Данная книга будет полезна не только для тех, кто изучает или преподает социальную психологию, но и для вдумчивых менеджеров, юристов, экономистов, педагогов, политологов — всех тех, кому по роду своей деятельности постоянно приходится иметь дело с людьми.

  • СОДЕРЖАНИЕ
  • ПРЕДИСЛОВИЕ НАУЧНОГО РЕДАКТОРА РУССКОГО ИЗДАНИЯ 12
  • Глава 1
  • ПРОСОЦИАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ
  • СТРАННЫЙ СЛУЧАЙ СЕМПО СУГИХАРЫ 14
  • ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРОСОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ 15
  • Типы просоциального поведения 15
  • Цели просоциального поступка 16
  • Генетические и материальные выгоды 16
  • Эволюция помощи 17
  • Защищаем наших родственников 17
  • Взаимопомощь 17
  • Внимание: практика ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ГЕНЕТИЧЕСКИХ СОСТАВЛЯЮЩИХ ПОВЕДЕНИЯ В ИЗУЧЕНИИ ПОМОЩИ 18
  • Обучение помощи 19
  • Привитые представления 19
  • Расширенное чувство «мы» 19
  • Сходство и близость 21
  • Сходство 21
  • Внимание: практика ПОЛУЧЕНИЕ ПОМОЩИ ЗА СЧЕТ КОРРЕКТИРОВКИ «МЫ» ПОМОГАЮЩЕГО 22
  • Близость 23
  • Типы помощников, жертв, нуждающихся в помощи, и потребностей 24
  • Резюме 24
  • ПОЛУЧЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО СТАТУСА И ОДОБРЕНИЯ 24
  • Социальная ответственность: норма помощи 25
  • Прохожие как источники помощники 26
  • Прохожие как источники информации о необходимости помощи 27
  • Прохожие как источники одобрения и неодобрения 28
  • Потребность в одобрении и осознание нормы помощи 29
  • Потребность в одобрении 29
  • Осознание норм помощи 29
  • Воздействие окружающих 30
  • Модели помощи 30
  • Плотность населения 30
  • Гендер и помощь 30
  • Резюме 32
  • УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОМ «Я» 32
  • Личностные и религиозные нормы 32
  • Личностные нормы 33
  • Наклеивание ярлыков и сосредоточенность на «я» 34
  • Эффекты наклеивания ярлыков 34
  • Сосредоточенность на «я» 35
  • Решение не помогать друзьям или просить их о помощи 36
  • Внимание: социальная дисфункция
  • ОТКАЗ ОТ ПОИСКА НЕОБХОДИМОЙ ПОМОЩИ 36
  • Резюме 38
  • УПРАВЛЕНИЕ НАШИМИ ЭМОЦИЯМИ И НАСТРОЕНИЯМИ 38
  • Управление эмоциональным возбуждением в чрезвычайных ситуациях: модель «возбуждение/затраты-вознаграждения» 39
  • Управление настроением в повседневной жизни: модель облегчения негативного состояния 40
  • Ощущение печали 40
  • Возраст 41
  • Затраты и выгоды от помощи 41
  • Оказание помощи и влияние ее на настроение 42
  • Гурмэ и гурманы 43
  • Резюме 44
  • СУЩЕСТВУЕТ ЛИ ЧИСТЫЙ АЛЬТРУИЗМ? 45
  • Последовательность эмпатия—альтруизм 45
  • Эгоистическая интерпретация 47
  • Резюме 47
  • Повторение
  • СТРАННЫЙ СЛУЧАЙ СЕМПО СУГИХАРЫ 48
  • ИТОГИ ГЛАВЫ 49
  • КЛЮЧЕВЫЕ ТЕРМИНЫ 50
  • Глава 2
  • АГРЕССИЯ
  • ВОЛНА БЕССМЫСЛЕННОГО НАСИЛИЯ 52
  • ЧТО ТАКОЕ АГРЕССИЯ? 53
  • Различные виды агрессии 54
  • Гендерные различия в агрессии 54
  • Цели агрессивного поведения 56
  • Инстинкты: влечение к смерти или к разрушению? 57
  • Агрессия и адаптивные цели 58
  • Резюме 58
  • БОРЬБА С РАЗДРАЖЕНИЕМ 58
  • Гипотеза «фрустрация—агрессия» 59
  • Возбуждение и раздражительность 60
  • Общее возбуждение 60
  • Хроническая возбужденность и личность типа А 61
  • Неприятные ситуации 61
  • Боль 62
  • Знойная жара 62
  • Бедность 63
  • ФРУСТРАЦИЯ, ВОСПРИЯТИЕ И ЛИЧНЫЙ ВЫБОР 64
  • Раздражение ведет к переменам в восприятии ситуации 64
  • Некоторые люди создают свои собственные раздражающие ситуации 66
  • Резюме 67
  • ЗАВОЕВАНИЕ МАТЕРИАЛЬНЫХ И СОЦИАЛЬНЫХ ВОЗНАГРАЖДЕНИЙ 67
  • Внимание: социальная дисфункция НАСИЛИЕ ПРЕСТУПНОГО МИРА 67
  • Теория социального научения агрессии 68
  • Кто получает вознаграждение при проявлении насилия? 69
  • Психопатия 69
  • Эмпатия 70
  • Алкогольная интоксикация 70
  • Придание насилию романтического ореола 71
  • Воздействие СМИ 71
  • Внимание: метод ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТААНАЛИЗА ДЛЯ ПРОВЕРКИ ВОЗДЕЙСТВИЯ НАСИЛИЯ В МАСС-МЕДИА 72
  • Насилие и компьютерные игры 74
  • Прославление военного насилия 75
  • Наблюдение за насилием повышает агрессивные наклонности 75
  • Резюме 75
  • ЗАВОЕВАНИЕ ИЛИ СОХРАНЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО СТАТУСА 75
  • Агрессия и половой отбор 76
  • Секс и тестостерон 77
  • Оскорбления и другие «банальные препирательства» 79
  • Культура чести 80
  • Агрессия и пути достижения статуса 81
  • Заблокированные пути к успеху 82
  • Соперничество в привлечении партнерш 82
  • Резюме 83
  • ЗАЩИТА СЕБЯ ИЛИ ДРУГИХ 83
  • Самозащита 84
  • Оборонительный стиль атрибуции 84
  • Соотношение «результат—опасность» и жестокое обращение с женщинами 85
  • Восприятие угроз 85
  • Агрессия в целях самозащиты может привести к возрастанию угрозы 86
  • Резюме 86
  • СДЕРЖИВАНИЕ НАСИЛИЯ 86
  • Вознаграждение поведения, альтернативного агрессии 87
  • Внимание: практика ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОГНИЦИЙ ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ СПРАВИТЬСЯ С РАЗДРАЖЕНИЕМ 87
  • Судебные наказания 88
  • Устранение угрозы 89
  • Резюме 90
  • Повторение
  • ВОЛНА БЕССМЫСЛЕННОГО НАСИЛИЯ 90
  • ИТОГИ ГЛАВЫ 92
  • КЛЮЧЕВЫЕ ТЕРМИНЫ 94
  • Глава 3
  • ПРЕДУБЕЖДЕНИЯ, СТЕРЕОТИПЫ И ДИСКРИМИНАЦИЯ
  • НЕВЕРОЯТНАЯ ИСТОРИЯ, ПРОИЗОШЕДШАЯ С ЭНН АТУОТЕР И СИ ПИ ЭЛЛИСОМ 96
  • ПЛАНЕТА ПРЕДУБЕЖДЕНИЙ 97
  • Предубеждения и стереотипы 98
  • Дискриминация 99
  • Сексуальные домогательства как вид дискриминации по признаку пола 100
  • Цена предубеждений, стереотипов и дискриминации 101
  • Цели предубеждений, стереотипов и дискриминации 104
  • Резюме 104
  • СОЗДАНИЕ МАТЕРИАЛЬНЫХ ВЫГОД ДЛЯ СОБСТВЕННОЙ ГРУППЫ 104
  • Создание и сохранение преимуществ для своей собственной группы 105
  • Природа жизни в группах и природа межгрупповых конфликтов 105
  • Оправдание преимуществ для собственной группы 106
  • Ориентация на социальное доминирование 106
  • Соперничество между группами 108
  • Самораскручивающаяся спираль соперничества между группами 109
  • Резюме 109
  • ЗАВОЕВАНИЕ ОБЩЕСТВЕННОГО ОДОБРЕНИЯ 110
  • Конформизм, самомониторинг и воспринимаемое общественное положение 111
  • Время и место 112
  • Внутренняя религиозность и предубеждения 113
  • Резюме 114
  • УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОМ «Я» 114
  • Личностная и социальная идентичность 115
  • Идентификация с собственной группой 116
  • Авторитарность 116
  • Внимание: социальная дисфункция АВТОРИТАРНАЯ ЛИЧНОСТЬ 116
  • Неудачи 118
  • Самоуважение и угрозы самоуважению 118
  • Резюме 119
  • СТРЕМЛЕНИЕ К ЭКОНОМИЧНОСТИ МЫШЛЕНИЯ 120
  • Характеристики экономичных стереотипов 120
  • Внимание: метод ИССЛЕДОВАНИЕ АВТОМАТИЧЕСКОЙ АКТИВАЦИИ СТЕРЕОТИПОВ 122
  • Потребность в структуре 123
  • Настроения и эмоции 123
  • Обстоятельства, отнимающие часть когнитивных ресурсов 125
  • Когда человек слышит пренебрежительные этнические названия 125
  • Резюме 127
  • ОСЛАБЛЕНИЕ ПРЕДУБЕЖДЕНИЙ И СТЕРЕОТИПОВ, УМЕНЬШЕНИЕ ДИСКРИМИНАЦИИ 128
  • Вмешательство, основанное на гипотезе неведения 128
  • Подход, основанный на целях 129
  • Когда контакт помогает 131
  • Внимание: практика СОТРУДНИЧЕСТВО В ШКОЛЬНОМ КЛАССЕ 133
  • Резюме 134
  • Повторение
  • НЕВЕРОЯТНАЯ ИСТОРИЯ, ПРОИЗОШЕДШАЯ С ЭНН АТУОТЕР И СИ ПИ ЭЛЛИСОМ 134
  • ИТОГИ ГЛАВЫ 136
  • КЛЮЧЕВЫЕ ТЕРМИНЫ 137
  • Глава 4
  • ГРУППЫ
  • УДИВИТЕЛЬНЫЙ ВЗЛЕТ И ПАДЕНИЕ МАРГАРЕТ ТЭТЧЕР 140
  • ХАРАКТЕРИСТИКИ ГРУПП 141
  • Простое присутствие других и социальная фасилитация 141
  • Толпа и деиндивидуализация 143
  • Группы как динамические системы: формирование норм 144
  • Внимание: метод ПРИМЕНЕНИЕ КОМПЬЮТЕРНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ ДЛЯ ИССЛЕДОВАНИЯ СЛОЖНЫХ ГРУППОВЫХ ПРОЦЕССОВ 145
  • «Настоящие» группы 147
  • Взаимозависимость 147
  • Групповая идентичность 147
  • Структура группы 148
  • Зачем человеку группа? 149
  • Резюме 150
  • Выполнение работы 150
  • Облегчение нагрузки, разделение труда 150
  • Внимание: социальная дисфункция СОЦИАЛЬНАЯ БОЛЕЗНЬ — БЕЗДЕЛЬЕ 151
  • Человек опасается личной неудачи и верит в успех группы 152
  • Современные потребности, индивидуалистическое общество 153
  • Когда группы наиболее продуктивны? 154
  • Кто обязательно должен быть в группе? 154
  • Насколько большой должна быть группа? 155
  • Приносит ли пользу неоднородность групп? 156
  • Культурная неоднородность и групповая деятельность 157
  • Резюме 158
  • ПРИНЯТИЕ ПРАВИЛЬНЫХ РЕШЕНИЙ 158
  • Потребность знать 159
  • Неопределенность 160
  • Обсуждение и принятие решений 160
  • Влияние большинства и групповая поляризация 160
  • Внимание: практика ВЛИЯНИЕ БОЛЬШИНСТВА И МЕНЬШИНСТВА В СОВЕЩАТЕЛЬНОЙ КОМНАТЕ 163
  • Группомыслие и ошибочное обсуждение 165
  • Резюме 166
  • ДОСТИЖЕНИЕ ПОЗИЦИИ ЛИДЕРА 166
  • Кто хочет стать лидером? 168
  • Когда представится подходящий случай 169
  • Вакантное место лидера 169
  • Связи 170
  • Кто станет лидером? 170
  • Когда лидеры действуют эффективно? 171
  • Гендер и лидерство 172
  • Трансформирующие лидеры 173
  • Резюме 174
  • Повторение
  • ВЗЛЕТ И ПАДЕНИЕ МАРГАРЕТ ТЭТЧЕР 174
  • ИТОГИ ГЛАВЫ 177
  • КЛЮЧЕВЫЕ ТЕРМИНЫ 178
  • Глава 5
  • СОЦИАЛЬНЫЕ ДИЛЕММЫ: СОТРУДНИЧЕСТВО ИЛИ КОНФЛИКТ
  • КОНТРАСТНЫЕ МИРЫ БУДУЩЕГО 180
  • ОПРЕДЕЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ДИЛЕММЫ 181
  • Внимание: социальная дисфункция ТРАГЕДИЯ ОБЩЕСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТИ 182
  • Взаимосвязанные проблемы и их решения 185
  • Цели, лежащие в основе глобальных социальных дилемм 186
  • Стремление к немедленному удовлетворению 186
  • Защита себя и дорогих нам людей 186
  • Резюме 187
  • ПОЛУЧЕНИЕ НЕМЕДЛЕННОГО УДОВЛЕТВОРЕНИЯ 187
  • Социальные ловушки 187
  • Разница между кратковременными и долговременными последствиями 187
  • Скользящие подкрепления 188
  • Эгоистическая и просоциальная ориентации 189
  • Различные ценностные ориентации 189
  • Развитие просоциальной или эгоистической ориентации 190
  • Как избежать последствий близорукого эгоизма 191
  • Распределение во времени наград и наказаний 191
  • Активизация социальных норм 193
  • Разные удары для разных парней 194
  • Резюме 196
  • ЗАЩИТА СЕБЯ И ДОРОГИХ НАМ ЛЮДЕЙ 196
  • Предубеждения по отношению к внешним группам и межнациональные конфликты . . . .196
  • Некоторые из нас защищаются больше, чем другие 197
  • Ориентация на социальное доминирование 197
  • Различие между полами в склонности к этноцентризму и милитаризму 198
  • Авторитарность и чувство угрозы 199
  • Упрощенные представления о международных конфликтах 200
  • Соперничество и угрозы 201
  • Соперничество групп за ресурсы 201
  • Внимание: метод СЕРИЙНО-ВРЕМЕННОЙ АНАЛИЗ И МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО 203
  • Угрозы 205
  • Межкультурное непонимание и международные конфликты 207
  • Взаимная динамика сотрудничества и конфликтов 208
  • Стратегия «как аукнется, так и откликнется» 208
  • Игра в доллар 209
  • Перцептуальные дилеммы 209
  • Внимание: практика ПОБУЖДЕНИЕ ГРУПП К СОТРУДНИЧЕСТВУ С ПОМОЩЬЮ СТРАТЕГИИ GRIT 211
  • Резюме 213
  • Повторение
  • КОНТРАСТНЫЕ МИРЫ БУДУЩЕГО 213
  • ИТОГИ ГЛАВЫ 215
  • КЛЮЧЕВЫЕ ТЕРМИНЫ 216
  • Глава 6
  • ИНТЕГРИРОВАННАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
  • ПУБЛИЧНЫЕ ЗРЕЛИЩА, ТАЙНЫЕ ЗАГОВОРЫ И ПЕРЕПЛЕТАЮЩИЕСЯ МОТИВЫ 219
  • ЧТО ЖЕ МЫ УЗНАЛИ? 220
  • Факты и теории 221
  • ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ 221
  • Социокультурный подход 222
  • Эволюционный подход 223
  • Глядя на общность людей сквозь социальные различия 223
  • Взаимодействие культурного и эволюционного подхода 224
  • Теория социального научения 225
  • Феноменологический подход 225
  • Социально-когнитивный подход 226
  • Где источник гендерных различий: заложен он в наших генах, коренится в культурных традициях или находится всецело в наших умах? 227
  • Резюме 229
  • КОМБИНИРУЯ РАЗЛИЧНЫЕ ПОДХОДЫ 229
  • Социальное поведение ориентировано на достижение целей 229
  • Цель установления социальных связей 230
  • Понимание себя и других 230
  • Цель повысить и укрепить свой статус 231
  • Цель защитить себя и и тех, кто нам дорог 232
  • Внимание: социальная дисфункция ТОНКАЯ ГРАНЬ МЕЖДУ НОРМОЙ И ПАТОЛОГИЕЙ В СОЦИАЛЬНОМ ПОВЕДЕНИИ 232
  • Цель привлечения и удержания сексуальных партнеров 234
  • Существуют ли другие мотивы, лежащие в основе социального поведения? 235
  • Взаимодействие между индивидом и ситуацией 236
  • Резюме 238
  • КАКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ИМЕЕТ МЕТОД ИССЛЕДОВАНИЯ 239
  • Внимание: метод НЕКОТОРЫЕ ВЫВОДЫ ДЛЯ ИСПОЛЬЗУЮЩИХ ИНФОРМАЦИЮ СОЦИАЛЬНОЙ НАУКИ 239
  • Резюме 241
  • КАКОЕ МЕСТО ЗАНИМАЕТ СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ В СИСТЕМЕ ЗНАНИЯ 242
  • Внимание: практика ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ В БИЗНЕСЕ, МЕДИЦИНЕ И ЮРИСПРУДЕНЦИИ 243
  • Резюме 244
  • БУДУЩЕЕ СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ 244
  • ИТОГИ ГЛАВЫ 245
  • КЛЮЧЕВЫЕ ТЕРМИНЫ 247
  • ЛИТЕРАТУРА 248

Файл был удален по просьбе правообладателя.